Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Рабочая программа воспитания

1. ОСОБЕННОСТИ ОРГАНИЗУЕМОГО В ШКОЛЕ
ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Одной из ключевых проблем педагогики является проблема личности и
ее развития в специально организованных условиях. Для формирования
человека как личности важна социальная среда, в которой он воспитывается,
и взаимодействует с другими людьми. Именно школе принадлежит ведущая
роль в духовно-нравственном развитии ребёнка, поскольку она представляет
собой своеобразную модель нашего общества и где происходит усвоение
социальных ценностей, норм, и образцов поведения.
Для большинства детей с нарушением опорно-двигательного аппарата
(НОДА) первым опытом вхождения в социальную группу является
поступление в школу. Проживая длительное время в условиях замкнутого
пространства, дети с НОДА лишены возможности самостоятельно и
полноценно включаться в социальную жизнь. Следовательно, от того,
насколько успешно будет проходить становлений личности ребенка с НОДА
в школьной группе, зависят его возможности интеграции в общество в
будущем.
Уклад школьной жизни как уклад жизни обучающегося организуется
педагогическим коллективом школы при активном и согласованном участии
иных субъектов развития и воспитания (семьи, учреждений дополнительного
образования, культуры и спорта, традиционных религиозных и общественных
организаций). В современных условиях невозможна полноценная организация
образовательного процесса в школах без согласованных усилий различных
социальных субъектов. Социальное партнёрство позволяет наладить
насыщенную интересными и полезными делами жизнь класса, расширить
социальные контакты детей.
В основу содержания программы воспитания обучающихся с НОДА
положены как общие принципы (неукоснительное соблюдение законности и
прав семьи и обучающегося, соблюдения конфиденциальности информации
об обучающемся и семье, приоритета безопасности обучающегося при
нахождении в образовательной организации; ориентир на создание в
образовательной организации психологически комфортной среды для каждого
обучающегося и взрослого; реализация процесса воспитания через создание
детско-взрослых общностей; организация основных совместных дел
обучающихся и педагогических работников как предмета совместной заботы
и взрослых, и обучающихся; системность, целесообразность и нешаблонность
воспитания), так и специальные принципы (учет образовательных
потребностей обучающихся, опора на сохранные функции и анализаторы,
развитие нравственных чувств и представлений детей с НОДА, обогащение
социально-нравственного
опыта,
создание
условий,
максимально
приближенных к реальной жизни).
Стержнем годового цикла воспитательной работы школы являются
коллективные общешкольные творческие дела, через которые осуществляется
интеграция
воспитательных
усилий
педагогических
работников;

педагогические работники школы ориентированы на формирование
коллективов в рамках школьных классов, кружков, секций творческих
объединений. Ключевой фигурой воспитания является классный
руководитель, реализующий по отношению к обучающимся защитную,
личностно развивающую, организационную, посредническую (в разрешении
конфликтов) функции.
2. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ВОСПИТАНИЯ
Цель программы: воспитание, социально-педагогическая поддержка
становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого,
инициативного, компетентного гражданина России, обладающего значимыми
для него качествами личности: активности, самостоятельности,
коммуникабельности; развития мотивационно – потребностной сферы.
Задачи:
• создавать благоприятные условия для формирования и саморазвития
личности каждого ребёнка, раскрытия его потенциала (духовного,
умственного, творческого, физического) на основе системообразующей
деятельности, включающей урочную, внеурочную и коллективную
творческую деятельность, направленную на развитие, самореализацию и
социальную адаптацию воспитанников;
• повышать эффективность духовно-нравственного развития и
воспитания обучающихся через использование в работе образовательных
технологий в соответствии с ФГОС (коллективно-творческого дела, здоровье
сберегающей,
личностно
ориентированной,
информационнокоммуникационной и др.);
• организовывать, насыщенную разнообразными делами жизнь
школьного коллектива, расширять социальные контакты детей за счёт
укрепления связей с социальными партнёрами школы и встреч с интересными
людьми;
• формировать мотивацию к здоровому образу жизни, бережному
отношению к своему здоровью и нарушенным функциям организма,
негативному отношению к вредным привычкам;
• вовлекать в процесс воспитания родителей обучающихся, оказывая им
методическую и информационную поддержку в целях преодоления
возникающих проблем в обучении и воспитании детей и дальнейшего
развития их самостоятельности.
• проводить мониторинг уровня воспитанности обучающихся, с целью
определения перспектив их развития.
3. ВИДЫ, ФОРМЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Практическая реализация цели и задач воспитания осуществляется в
рамках следующих направлений воспитательной работы школы:
3.1. Модуль «Ключевые общешкольные дела». Школа-интернат
является транслятором культуры и ценностей в обществе, т. е. проявляет себя
как активный субъект воспитания «социального характера», является

проводником и источником изменений в жизни общества. В связи с этим
усилия педагогического коллектива направлены на то, чтобы обучающиеся
умели критично оценивать происходящие события в школе, городе, стране,
воспитание гражданской ответственности, патриотических чувств,
толерантности, приверженности к гуманистическим и демократическим
ценностям.
Организация ключевых общешкольных дел предполагает активное
включение воспитанников в поддержание школьных традиций, праздников,
мероприятий, в совместную коллективную деятельность. Ключевые дела – это
общешкольные дела, в которых принимает участие большая часть
обучающихся и которые обязательно планируются, готовятся, проводятся и
анализируются совместно с классным руководителем и обучающимися,
родителями. Данный модуль охватывает различные сферы и виды
деятельности обучающихся, воздействует на сознание, чувства, поведение,
предусматривает и учитывает многообразие их интересов и потребностей,
способствует формированию положительных качеств личности. Классный
руководитель, планирует ключевые общешкольные дела по направлениям:
 Гражданско-патриотическое и правовое воспитание (основы
гражданского и патриотического воспитания и знакомство с истоками
национальной культуры);
 Духовно-нравственное воспитание
 Трудовое воспитание и профориентационная деятельность
 Экологическое воспитание
 Учебно-познавательная деятельность
 Здоровьесберегающее воспитание и культура безопасности
 Формирование коммуникативной культуры
 Участие в благотворительных акциях.
При организации ключевых дел классный руководитель применяет
различные формы работы на следующих уровнях: Вне образовательной
организации:
 участие во всероссийских акциях, посвященных значимым
отечественным и международным событиям.
 социальные проекты; открытые дискуссионные площадки – регулярно
организуемый комплекс открытых дискуссионных площадок;
 участие совместно с семьями обучающихся в праздниках, фестивалях,
представлениях, которые открывают возможности для творческой
самореализации детей с НОДА;
 праздники: «День пожилого человека», «День Учителя», «День
матери», «День Победы» и другие открывают возможности для творческой
самореализации обучающихся с НОДА и включают их в деятельную заботу об
окружающих.
Школьные традиции, лежащие в основе внешкольного уровня,
ключевые дела адаптированы применительно к возможностям обучающихся и
направлены на воспитание жизнеспособной, трудоспособной, социально

активной личности, умеющей и желающей строить свою жизнь в социуме,
заряженной патриотизмом по отношению к Родине и чувством
ответственности за нее.
На уровне школы:
 общешкольные праздники – ежегодно проводимые творческие
(театрализованные, музыкальные, литературные и т.п.) дела, связанные со
значимыми для обучающихся и педагогических работников знаменательными
датами и в которых участвуют все классы школы;
 торжественные ритуалы посвящения, связанные с переходом
обучающихся на следующую ступень образования, символизирующие
приобретение ими новых социальных статусов в школе и развивающие
школьную идентичность обучающихся с ОВЗ;
 церемонии награждения обучающихся и педагогических работников за
активное участие в жизни школы, защиту чести школы в конкурсах,
соревнованиях, олимпиадах, значительный вклад в развитие школы.
Это способствует поощрению социальной активности обучающихся,
развитию позитивных межличностных отношений между педагогическими
работниками и воспитанниками, формированию чувства доверия и уважения
друг к другу.
На уровне классов:
 выбор и делегирование представителей классов в общешкольные
советы дел, ответственных за подготовку общешкольных ключевых дел;
 участие школьных классов в реализации общешкольных ключевых
дел;
 проведение в рамках класса итогового анализа обучающимися
общешкольных ключевых дел, участие представителей классов в итоговом
анализе проведенных дел на уровне общешкольных советов дела.
На уровне обучающихся:
 вовлечение, по возможности, каждого обучающегося с НОДА в
ключевые дела школы по мере возможности;
 индивидуальная помощь (при необходимости) в освоении навыков
подготовки, проведения и анализа ключевых дел;
 наблюдение за поведением обучающегося в ситуациях подготовки,
проведения и анализа ключевых дел, за его отношениями со сверстниками,
старшими и младшими обучающимися, с педагогическими работниками и
другими взрослыми;
 при необходимости коррекция поведения обучающегося через частные
беседы с ним, через включение его в совместную работу с другими
обучающимися.
3.2. Модуль «Классное руководство»
Одним из коллективов, в котором школьник находится большую часть
своего времени, является школьный класс. Поэтому основная часть
воспитательной работы ложится на плечи классного руководителя. Для того

чтобы ребенок осознал себя в классном коллективе успешным и
востребованным, особенно когда он в силу своих способностей и физических
возможностей не может хорошо учиться, необходимо правильно подобрать
такие виды деятельности, которые позволяют ему реализоваться, а классному
коллективу состояться.
Воспитательная работа в классе нацелена на:
 создание условий для реализации каждого ребёнка;
 организацию оптимальных для развития обучающихся в
разнообразных видах деятельности: коллективной, творческой,
социально значимой, органов самоуправления;
 осуществление взаимодействия с педагогическими работниками,
социальными партнёрами, родителями.
Работа с классным коллективом:
 поддержка участия класса в общешкольных ключевых делах,
оказание необходимой помощи в их подготовке и проведении;
 организация интересных и полезных для личностного развития
обучающегося совместных дел;
 проведение классных часов, бесед, обсуждений;
 сплочение коллектива класса;
 выработка совместно с обучающимися законов класса, помогающих
обучающимся освоить нормы и правила общения;
Индивидуальная работа с обучающимися:
 изучение особенностей личностного развития обучающихся класса;
 поддержка обучающегося в решении важных для него жизненных
проблем;
 оформление портфолио;
 коррекция поведения обучающегося в сотрудничестве со школьным
педагогом-психологом.
Работа с учителями-предметниками в классе:
 регулярные консультации классного руководителя с учителямипредметниками;
 проведение мини-педсоветов, направленных на решение конкретных
проблем класса;
 проведение совместно с учителями-предметниками совместных
мероприятий;
 привлечение учителей-предметников к участию в родительских
собраниях класса.
Работа с родителями обучающихся или их законными представителями:
 регулярное информирование родителей об успехах и проблемах
обучающихся, о жизни класса в целом;
 помощь родителям обучающихся в регулировании отношений между
ними и учителями-предметниками;
 организация классных родительских собраний;

 создание и организация работы родительских комитетов классов,
участвующих в управлении школой;
 привлечение родителей к организации и проведению дел класса,
семейных праздников, конкурсов, соревнований, направленных на сплочение
семьи и школы.
Привлечение родителей к процессу воспитания, обеспечение тесного
контакта с семьями обучающихся, формирование ответственного
родительства, совместная деятельность и активное участие в жизни класса
способствуют более быстрому решению возникающих у детей проблем.
Модуль 3.3. «Курсы внеурочной деятельности»
Целью организации внеурочной деятельности является создание
условий для достижения обучающимися с НОДА необходимого для жизни в
обществе социального опыта и формирования принимаемой обществом
системы ценностей с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Задачами организации внеурочной деятельности являются:
• обеспечение адаптации обучающегося с НОДА к школьному
обучению;
• оптимизация учебной нагрузки, учет возрастных и индивидуальных
особенностей, особых образовательных потребностей обучающихся с НОДА;
• улучшение условий для полноценного развития обучающегося с
НОДА;
содействие
развитию
индивидуальности
обучающегося;
нравственного, эмоционального, волевого компонентов мировоззрения;
познавательного интереса; потребности к самообразованию и творчеству;
целеустремленности, аккуратности;
• формирование у обучающихся с НОДА потребности в продуктивной,
социально-значимой деятельности, положительной «Я - концепции», которая
характеризуется: уверенностью в доброжелательном отношении к ним других
людей, убеждённостью в успешном овладении ими тем или иным видом
деятельности, чувством собственной значимости;
• развитие личности обучающихся, коррекция нарушений развития и
профилактика возникновения вторичных отклонений.
Внеурочная деятельность способствует социальной интеграции
обучающихся путем организации и проведения мероприятий, в которых
предусмотрена совместная деятельность обучающихся, педагогов, родителей
представителей различных организаций. Координирующая роль отводится
классному руководителю, который:
• осуществляет взаимодействие с педагогическими работниками;
• организовывает в классе образовательный процесс, оптимальный для
развития положительного потенциала личности обучающихся через
разнообразные формы воспитывающей деятельности коллектива класса, в том
числе через органы самоуправления;
• организовывает в классе социально значимую, коллективную
творческую деятельность обучающихся.

Задачей классного руководителя является изучение предпочтений
воспитанников и создание индивидуальных образовательных маршрутов,
учитывающих психофизические возможности детей и перспективу их
развития. Для организации внеурочной деятельности обучающихся также
формируются кружки творческие объединения и спортивные секции ДО
школы, осуществляется сотрудничество с центрами дополнительного
образования, используется ресурс социальных партнёров, с которыми
заключены соглашения о сотрудничестве (организация спортивных
мероприятий, встреч с интересными людьми, благотворительных спектаклей,
проведение мастер-классов, викторин, фестивалей, бесед по профилактике,
экскурсий, посещение музеев, выставок, концертов, театров и др.)
Реализация
воспитательного
потенциала
курсов внеурочной
деятельности происходит в рамках следующих выбранных обучающимися ее
видов
Познавательная деятельность: «Юные эрудиты» «Учусь создавать
проект», «Мой инструмент – компьютер», «Внеклассное чтение»
Художественное творчество: «Волшебный фарфор», Танцевальный
кружок, «Умелые ручки»
Проблемно-ценностное
общение:
Этика
–
азбука
добра,
Благотворительные акции.
Спортивно-оздоровительная деятельность: Следж-хоккей ОФП/ЛФК
Туристско-краеведческая деятельность: Экскурсии, поездки по родному краю,
городу.
Результаты коллективной творческой деятельности обучающиеся
демонстрируют на фестивалях конкурсах, выставках детского творчества,
которые являются весьма действенным способом вовлечения людей с
ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь и
уникальной формой социокультурной реабилитации. Выступления в таких
конкурсных программах является дополнительным стимулом для развития
творческого потенциала детей. Особенно важно, что это способствует
преодолению изоляции, позволяет выходить из окружения себе равных,
получать дополнительные возможности для своего развития.
В рамках внеурочной деятельности реализуется и такая форма работы,
как создание совместных творческих проектов силами педагогов и
воспитанников различных творческих объединений (“Новогодняя сказка»,
«Новогодний огонёк», «Праздник мам», "День учителя", «Песни Победы», и
др.), в подготовке и осуществлению которых привлекаются воспитанники
различных кружков и объединений, педагоги, родители.
Очень важным является и тот факт, что весь проект становится
результатом соавторства и взаимосотрудничества обучащихся, педагогов,
родителей. Коллективное творчество даёт возможность развивать у ребёнка
коммуникативные навыки, стимулировать интерес к творчеству,
эмоциональную и познавательную активность, умение корректно выражать и

отстаивать свою точку зрения, свободно ориентироваться в культурном
пространстве современной жизни.
3.4. Модуль «Школьный урок»
Реализация педагогическими работниками воспитательного потенциала
урока предполагает следующее: установление доверительных отношений
между педагогом и обучающимися, способствующих позитивному
восприятию обучающимися требований и просьб педагогического работника,
привлечению их внимания к обсуждаемой на уроке информации, активизации
их познавательной деятельности; побуждение обучающихся соблюдать на
уроке общепринятые нормы поведения, правила общения со старшими
(педагогическими работниками) и сверстниками (обучающимися), принципы
учебной дисциплины и самоорганизации;
привлечение внимания обучающихся к ценностному аспекту изучаемых
на уроках явлений, организация их работы с получаемой на уроке социально
значимой информацией – инициирование ее обсуждения, высказывания
обучающимися своего мнения по ее поводу, выработки своего к ней
отношения;
использование воспитательных возможностей содержания учебного
предмета через демонстрацию обучающимся примеров ответственного,
гражданского поведения, проявления человеколюбия и добросердечности,
через подбор соответствующих текстов для чтения, задач для решения,
проблемных ситуаций для обсуждения в классе;
применение на уроке интерактивных форм работы с обучающимися:
интеллектуальных игр, стимулирующих познавательную мотивацию
обучающихся; дискуссий, которые дают обучающимся возможность
приобрести опыт ведения конструктивного диалога; групповой работы или
работы в парах, которые учат обучающихся командной работе и
взаимодействию с другими обучающимися;
включение в урок игровых процедур, которые помогают поддержать
мотивацию обучающихся к получению знаний, налаживанию позитивных
межличностных
отношений
в
классе,
помогают
установлению
доброжелательной атмосферы во время урока;
организация шефства мотивированных и эрудированных обучающихся
над их неуспевающими одноклассниками, дающее обучающимся социально
значимый опыт сотрудничества и взаимной помощи;
инициирование и поддержка исследовательской деятельности
обучающихся в рамках реализации ими индивидуальных и групповых
исследовательских проектов, что дает обучающимся возможность приобрести
навык самостоятельного решения теоретической проблемы, навык
генерирования и оформления собственных идей, навык уважительного
отношения к чужим идеям, оформленным в работах других исследователей,
навык публичного выступления перед аудиторией, аргументирования и
отстаивания своей точки зрения.

3.5. Модуль «Самоуправление»
Модуль рассчитан на работу с обучающимися основной и средней
школы.
Школа является первым социальным институтом, обеспечивающим
участие детей в общественной жизни. Педагоги призваны решать не только
узко педагогические, но и широкие социальные задачи, организуя таким
образом социальное становление детей, способствуя обретению ими
социальной зрелости (самостоятельности, инициативности, ответственности).
Особую роль в воспитании обучающихся с НОДА играют детские органы
самоуправления. Характер этих органов, механизмы их создания и
функционирования являются показателем качества воспитательной системы.
Работа совета школьного ученического самоуправления направлена на
формирование единого школьного коллектива, школьных традиций,
организацию коллективных творческих дел, стимулирует активность
обучающихся, способствует их самореализации в различных формах
жизнедеятельности школы.
Для решения данных задач необходимо:
• создать условия для активного участия ребят в органах самоуправления
школы;
• признать школьников в качестве полноправных субъектов школьной
жизни.
В каждом классном коллективе создаётся актив, из которого и
избираются члены общешкольного совета ученического коллектива: путём
голосования выбирается председатель, определяется структура совета,
планируется работа, назначаются ответственные. На обсуждение школьного
совета и классных коллективов выносятся различные вопросы школьной
жизни (Положение о школьном совете ученического коллектива, Декларация
прав обучающегося, Правила поведения в школе, Выбор эмблемы школы,
Образ идеального учителя, Идеальный ученик - какой он, Какой ты хочешь
видеть школу в будущем и др.). Силами ребят организуются праздники:
новогодний бал для старшеклассников, конкурсы, спортивные соревнования в
рамках «месячника защитника Отечества», субботники, проверка уюта и
чистоты, сбор информации и анкетирование детей.
3.6. Модуль «Профориентация»
Модуль рассчитан на работу с обучающимися основной и средней
школы. Совместная деятельность педагогов и обучающихся по направлению
«профориентация» включает в себя профессиональное просвещение
обучающихся;
диагностику
и
консультирование
по
проблемам
профориентации. Задача совместной деятельности педагогов и обучающегося
– подготовить обучающегося к осознанному выбору своей будущей
профессиональной деятельности. Эта работа осуществляется через: циклы
классных часов, направленных на подготовку обучающегося к осознанному
планированию и реализации своего профессионального будущего;
профориентационные игры: деловые игры, квесты, расширяющие знания

обучающихся о типах профессий, о способах выбора профессий, о
достоинствах и недостатках той или иной интересной обучающимся
профессиональной деятельности; экскурсии на социальные объекты,
предприятия города, дающие обучающимся начальные представления о
существующих профессиях и условиях работы людей, представляющих эти
профессии; посещение дней открытых дверей в образовательных
организациях начального, среднего и высшего профессионального
образования; совместное с педагогическими работниками изучение интернетресурсов,
посвященных
выбору
профессий,
прохождение
профориентационного онлайнтестирования (https://proforientator.ru/tests/;
https://postupi.online/ и др.; участие обучающихся в олимпиадах по трудовому
обучению, технологии, олимпиаде «Абилимпикс»; индивидуальные
консультации психолога для обучающихся и их родителей (законных
представителей) по вопросам склонностей, способностей, дарований и иных
индивидуальных особенностей обучающихся, которые могут иметь значение
в процессе выбора ими профессии. Направления и формы работы Формы
работы определяются в соответствии с возрастными особенностями.
3.7. Модуль «Организация предметно-эстетической среды» Развитие
окружающей обучающегося предметно-эстетической среды школы
предполагается с учетом потребностей и вкусов детей, с привлечением их к
оформлению всех школьных помещений. Главным принципом при этом
является самостоятельная деятельность учащихся, использование продуктов
творческой деятельности различных школьных коллективов. Нередко
возникающую проблему небрежного отношения к школьному оборудованию,
принятия в качестве «своего пространства» только своего класса, испорченные
стенды и исписанные коридоры возможно через обеспечение поддержки
любых полезных инициатив детей, создание условий для определения каждым
обучающимся и каждой детской общностью конкретных объектов для
приложения своих сил:
 оформление персональных выставок обучающихся и педагогов;
 конкурсы плакатов, газет, фотоотчётов;
 озеленение
пришкольной
территории,
клумб,
проведение
субботников;
 благоустройство классных кабинетов и спален;
 оформление вестибюлей и залов к праздничным и событийным датам,
 общешкольным вечерам и др.
3.8. Модуль «Работа с родителями»
Открытый характер воспитательной системы должен обеспечиваться
тесным контактом с семьёй, участием родителей в процессе воспитания. Опыт
внеклассной работы в школе-интернате свидетельствует о том, что, к
сожалению, значительное число родителей самоустраняются от процесса
воспитания детей. Причиной возникновения подобной ситуации является

специфика обучения в школе-интернате, когда основная нагрузка по
выполнению воспитательных функций в образовательном процессе, как
правило, перекладывается “на плечи педагогов”. Вторая причина - контингент
родителей, многие из которых не обладают достаточным воспитательным
потенциалом, о чём свидетельствует анализ социального состава семей. Для
решения данной проблемы и более эффективного достижения цели
воспитания, которое обеспечивается согласованием позиций семьи и школы
были выбраны следующие направления деятельности.
На групповом уровне:
 участие в работе общешкольного родительского комитета школы;
 проведение общешкольных родительских собраний, информирование
об основных направлениях и содержании работы в школе, результатах и
перспективах работы;
 занятия в семейном клубе и школе для родителей;
 курсы для родителей, семинары, видеоконференции и родительские
собрания в режиме онлайн;
 дни открытых дверей в школе;
 дни правовой помощи родителям, воспитывающим детей-инвалидов;
 семейный всеобуч, на котором родители могли бы получать ценные
рекомендации и советы психологов, врачей, социальных работников, других
специалистов и социальных партнёров;
 общешкольные мероприятия, концерты, творческие отчёты
коллективов, где родители могут увидеть результаты творческой деятельности
своих детей;
 опросы и анкетирование родителей с целью выявления проблем и
перспектив развития школы.
 совместные посещения концертов, экскурсии, выезды на конкурсы и
фестивали;
 совместные поездки с родителями по линии социального туризма;
На индивидуальном уровне:
 работа специалистов по запросу родителей для решения острых
конфликтных ситуаций;
 индивидуальные собеседования и консультирование родителей,
обсуждение вопросов воспитания их ребёнка, решение проблем;
 помощь со стороны родителей в подготовке и проведении
общешкольных
и
внутриклассных
мероприятий
воспитательной
направленности;
 обеспечение родителей литературой по вопросам позитивного
родительства.
3.9. Модуль «Быть здоровым здорово!»
Неуклонный рост объема знаний, которыми нужно овладеть ребенку в
школе и высокая суммарная нагрузка предъявляют повышенные требования к
работоспособности и физическому развитию. Дети с НОДА школьного

возраста имеют свои отличительные особенности в физическом, и
функциональном развитии. Среди них чаще встречаются разнообразные
двигательные расстройства, а также замедленность, истощаемость
психических процессов, трудности переключения на другие виды
деятельности, недостаточность концентрации внимания, замедленность
восприятия, снижение объема механической памяти.
Воспитанники должны обладать знаниями о своих возможностях,
особенностях с целью самокоррекции и компенсации, обладать готовностью к
учету возможностей здоровья при выборе профессии. Работа в данном
направлении осуществляется через:
• изучение педагогами рекомендаций и заключений протоколов ПМПК,
рекомендаций врачей с целью полного представления о состоянии здоровья
каждого ребёнка и выработки правильной организации режима труда и
отдыха, дозированной нагрузки, соблюдения индивидуального режима
физической и эмоциональной нагрузки во время уроков и внеурочной
деятельности;
• чередование видов и форм внеучебной деятельности во избежание
физического и эмоционального переутомления - выполнение физминуток и
разнообразных зарядок;
• формирование здорового образа жизни, который призывает относиться
к своему здоровью как к важной личной и общественной ценности;
• проведение совместных общешкольных мероприятий: (дни здоровья,
походы в парк, спортивные мероприятий «Веселые старты», «А ну-ка,
мальчики»; «Папа, мама, я – спортивная семья» и др.);
• беседы врачей, классных руководителей по вопросам охраны жизни,
здоровья и безопасности; • занятия в спортивных секциях и участие в
соревнованиях.
Профилактика асоциальных поступков и ценностей, вредных привычек
Состояние российского общества характеризуется масштабностью
негативных явлений, устойчивостью асоциальных тенденций, в том числе в
детской и подростковой среде, высокой степенью социальной дезадаптации
подрастающего
поколения.
Поэтому
важными
направлениями
воспитательной работы в школе-интернате являются: профилактика
правонарушений, девиантного поведения, бродяжничества, безнадзорности;
работа по профилактике зависимостей (табакокурения, наркомании,
токсикомании);
профилактика
детского дорожного транспортного
травматизма, работа, направленная на профилактику противопожарной
безопасности.
Формы и методы работы:
• проведение межведомственных профилактическая операций
«Школьник», «Безнадзорные дети», «Подросток».
• сотрудничество с ТКПДН и ЗП, ПДН, отделениями социальной защиты
населения;
• работа школьного Совета профилактики правонарушений;

• информирование родителей о состоянии преступности среди
несовершеннолетних и травматизме;
• проведение единых дней профилактики: («День трезвости»,
«Международный день отказа от курения», «Всемирный день борьбы со
СПИДом»), уроков толерантности, месячников безопасности, акций «За
здоровье и безопасность наших детей», «Против СПИДа», «Подросток - игла»,
«Молодежь без пива»; Недель безопасности по ПДД ППБ;
• классные мероприятия по профилактике правонарушений (классные
часы, беседы, викторины, конкурсы, диспуты, тренинги, ролевые и деловые
игры, мозговой штурм, круглый стол, конкурс творческих работ-рисунков,
плакатов, стенгазет, показ видеоматериалов и видеофильмов);
• индивидуальная работа педагогов- психологов с учащимися,
состоящими на внутришкольном учете и на учете в ОПДН;
• организация дней здоровья;
• проведение родительских собраний по профилактике употребления
психоактивных веществ детьми, правовому просвещению.
Организация данного вида деятельности позволит актуализировать
каждому ученику механизмы и способы поддержания своего здоровья,
приведет к стремлению компенсировать недостатки развития за счет
рационального использования сохранных функций организма и анализаторов,
не иметь вредных привычек, знать и владеть приемами и способами
оздоровления своего организма, будет способствовать формированию
ценности здорового образа жизни.
4. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ САМОАНАЛИЗА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Как и любой процесс в системе образования, процесс воспитания
сопровождается мониторингом. Цель мониторинга – выяснить, насколько
организованный в школе-интернате процесс воспитания способствует
позитивным изменениям в личности ребенка.
1. На основе анализа выявленных тенденций построить систему работы
по обеспечению актуализации, развития и проявления школьниками своих
личностных качеств, развитию их творческой индивидуальности,
способностей к самоопределению и самореализации.
2. Определить, насколько организованный в школе воспитательный
процесс способствует позитивным изменениям в личности ребенка.
Предметом мониторинга в процессе воспитания школы является:
 личностный рост воспитанников;
 уровень сплоченности детского коллектива;
 удовлетворенность воспитательной работой воспитанников и их
родителей.
Успешность ребенка и положительная динамика личностного развития
во многом зависят от взаимоотношений со сверстниками. Существует
множество методов для изучения человеческих взаимоотношений, но
наиболее эффективными на наш взгляд являются две методики – это

социометрия и методика изучения классного коллектива. Именно данные
методики взаимодополняют друг друга и позволяют определить положение
личности в системе межличностных отношений, отношение самой личности к
другим людям, позволяют рассмотреть психологию той социальной группы, в
которую входит конкретно взятая личность – благодаря чему виден уровень
сплоченности детского коллектива. Социометрия и методика изучения
классного коллектива позволяют своевременно увидеть и предотвратить
негативные отклонения в классном коллективе, способствуют правильному
построению взаимоотношений в системе: ученик – ученик, ученик – педагог,
ученик – родители, педагог – родители.

Календарный план воспитательной работы школы на 20232024 уч. г.
Модуль «Ключевые общешкольные дела»
Дела
Церемония поднятия
государственного флага
под государственный
гимн
Сбор макулатуры
Агитационная бригада

День знаний

Классы

Ориентировочное
время проведения
Акции и церемонии
0-12
каждый учебный
классы
понедельник

0-12
классы
0-12
классы

0-12
классы

сентябрь, март
1 раз в месяц
Праздники
1 сентября

День учителя
Международный день
пожилых людей
День отца в России

5 октября
1 октября

День матери в России

27 ноября

Новогодняя елка
День Защитника
Отечества
Масленица
Международный
женский день
День Победы
Последний звонок

декабрь
22 февраля

Вручение документов об
образовании

Ответственные
Рассадникова В.В.,
классные руководители
Рассадникова В.В.,
классные руководители
Рассадникова В.В.,
Безматерных Л.С.,
классные руководители
Рассадникова В.В.,
Безматерных Л.С.

16 октября

февраль-март
8 марта

9, 10, 12
класс
9, 10, 12
класс

9 мая
май
июнь

Ицкович М.М.,
Агалакова М.А.,
Рассадникова В.В.

Классные часы к памятным датам
День солидарности в
0-12
3 сентября
классные руководители
борьбе с терроризмом
классы
День окончания Второй
3 сентября
классные руководители
мировой войны
210 лет со дня
7 сентября
классные руководители
Бородинского сражения
Международный день
8 сентября
классные руководители
распространения
грамотности
165 лет со дня рождения
8 сентября
классные руководители
русского учёного,

писателя Константина
Эдуардовича
Циалковского (18571935)
Международный день
музыки
Международный день
школьных библиотек
День памяти жертв
политических репрессий
День народного
единства
День памяти погибших
при исполнении
служебных
обязанностей
сотрудников органов
внутренних дел России
День Государственного
герба Российской
Федерации
День начала
Нюрнбернского
процесса
День неизвестного
солдата
Международный день
инвалидов
День добровольца
(волонтера) в России
Международный день
художника
День героев Отечества
День Конституции
Российской Федерации
День российского
студенчества
День полного
освобождения
Ленинграда от
фашисткой блокады
День освобождения
Красной армией
крупнейшего «лагеря
смерти» АушвицБиркенау (Освенцима) –
День памяти жертв
Холокоста
80 лет со дня победы
Вооруженных сил СССР
над армией
гитлеровской Германии

1 октября

классные руководители

25 октября

классные руководители

октябрь

классные руководители

4 ноября

классные руководители

8 ноября

классные руководители

8 ноября

классные руководители

20 ноября

классные руководители

3 декабря

классные руководители

3 декабря

классные руководители

5 декабря

классные руководители

8 декабря

классные руководители

9 декабря
12 декабря

классные руководители
классные руководители

25 января

классные руководители

27 января

классные руководители

27 января

классные руководители

2 февраля

классные руководители

в 1943 году в
Сталинградской битве
День российской науки
8 февраля
классные руководители
День памяти о
15 февраля
классные руководители
россиянах, исполнявших
служебный долг за
пределами Отечества
Международный день
21 февраля
классные руководители
родного языка
200 лет со дня рождения
3 марта
классные руководители
Константина
Дмитриевича
Ушинского
День воссоединения
18 марта
классные руководители
Крыма с Россией
Всемирный день театра
27 марта
классные руководители
День космонавтики, 65
12 апреля
классные руководители
лет со дня запуска СССР
первого искусственного
спутника Земли
День памяти о геноциде
19 апреля
классные руководители
советского народа
нацистами и их
пособниками в годы
Великой Отечественной
войны
Всемирный день Земли
22 апреля
классные руководители
День детских
19 мая
классные руководители
общественных
организаций России
День славянской
24 мая
классные руководители
письменности и
культуры
Тематические недели, декады, месячники
Неделя безопасности
0-12
сентябрь, март
Рассадникова В.В.,
класс
классные руководители
Неделя безопасного
сентябрь, март
поведения в сети
Интернет
Месячник пожарной
октябрь
безопасности
Международные дни
октябрь
наблюдения птиц
Дни правовых знаний
ноябрь
Экологический
сентябрь
месячник
Дни школы
апрель
Концерты
Концерт к дню учителя
0-12
октябрь
Рассадникова В.В.,
Безматерных Л.С.
Рождественский концерт класс
декабрь
Концерт к 8 марта
март
25-летие школы
апрель

Концерт к 9 мая
Конкурс фоторабот
«Наше лето»
Конкурс поделок из
природного материала
Конкурс плакатов к
Новому году
Конкурс на лучшее
оформление кабинетов к
Новому году
Смотр талантов
Конкурс «Самый
классный класс»

0-12
класс

май
Конкурсы
сентябрь
октябрь
декабрь
декабрь
февраль
в течение года

Спортивные соревнования
5-9 класс 1 раз в четверть

Дни здоровья
Дни здорового образа
жизни

Рассадникова В.В.,
Безматерных Л.С.,
классные руководители

5-9 класс

декабрь, апрель

учителя физкультуры,
классные руководители
учителя предметники

Модуль «Классное руководство»
Мероприятия
Знакомство с классами
Составление социальных
паспортов
Общешкольный
классный час
«Разговор о главном»
Работа с
государственными
символами России
Инструктажи по
безопасности
жизнедеятельности
Родительское собрание с
представителями новых
обучающихся
Организация участия
класса в общешкольных
ключевых делах
Индивидуальная работа
с обучающимися
Работа с учителями предметниками,
работающими в классе

Классы

Ориентировочное
время проведения
0-12 класс сентябрь
сентябрь
каждый учебный
понедельник 1 урок
в течение года
сентябрь, перед
каждыми
каникулами
сентябрь
в течение года
в течение года
в течение года

Ответственные
классные руководители

Работа с родителями или
законными
представителями
Родительские собрания
Организация участия в
детских объединениях (
РДШ, Большая
перемена).

в течение года
1 раз в четверть
в течение года

Модуль «Внеурочная деятельность»
Минпросвещения России с 1 сентября 2022 года запускает в российских школах
масштабный проект – цикл внеурочных занятий «Разговоры о важном».
Во всех школах России учебная неделя будет начинаться с классного часа «Разговоры о
важном», посвященного самым различным темам, волнующим современных ребят.
Центральными темами «Разговоров о важном» станут патриотизм и гражданское
воспитание, историческое просвещение, нравственность, экология и др. Расписание и
тематика занятий указана в приложении.

Модуль «Школьный урок»
Мероприятия
Планирование
воспитательного
компонента урока
Руководство
исследовательской и
проектной
деятельностью учащихся
Гуманитарный цикл
Естественно-научное
направление
Технология
Доп. образование

Классы

Ориентировочное
время проведения
0-12 класс в течение года
в течение года

Предметные недели
0-12 класс ноябрь
январь

Ответственные
классные руководители,
учителя-предметники
классные руководители,
учителя-предметники

руководители ШМО

март
апрель

Модуль «Самоуправление»
Мероприятия
Выборы в совет класса,
распределение
обязанностей
Работа в соответствии с
обязанностями

Классы

Ориентировочное
время проведения
0-12 класс сентябрь
в течение года

Ответственные
классные руководители
классные руководители

Классное собрание
Отчет перед классом о
проделанной работе
День самоуправления

1 раз в месяц
конец уч. года

классные руководители
классные руководители

октябрь

классные руководители,
педагоги-предметники

Модуль «Профориентация»
Мероприятия

Классы

Циклы
5-12
профориентационных
класс
часов общения
Экскурсии на
предприятия города,
фирмы, организации
встречи с
профессионалами,
представителями,
руководителями
Посещение
профориентационных
выставок,
ярмарок
профессий, тематических
профориентационных
парков,
профориентационных
лагерей, дней открытых
дверей
в
средних
специальных
учебных
заведениях и вузах
Встречи с
представителями
профессий (очные и
онлайн)
Совместное с педагогами
изучение интернет
ресурсов, посвященных
выбору профессий,
прохождение
профориентационного
онлайн-тестирования
Участие учащихся 5-9
классов в российском
тестировании
функциональной
грамотности по модели
PISA
Участие в проектной
деятельности
Проведение диагностики
по профориентации

Ориентировочное
время проведения
в течение года

Ответственные

в течение года

классные руководители

в течение года

классные руководители

в течение года

классные руководители

в течение года

классные руководители

в течение года

классные руководители

в течение года

учителя-предметники

по требованию

Мельников А.В.

классные руководители

Ведение портфолио
личных достижений
обучающихся;

в течение года

классные руководители

Индивидуальные
консультации психолога
для школьников и их
родителей по вопросам
склонностей,
способностей, дарований
и иных индивидуальных
особенностей детей,
которые могут иметь
значение в процессе
выбора ими профессии
Освоение школьниками
основ профессии в рамках
различных курсов по
выбору, включенных в
основную
образовательную
программу школы, или в
рамках курсов
дополнительного
образования

по требованию

педагоги-психологи

в течение года

учителя-предметники

Модуль «Работа с родителями»
Мероприятия
Общешкольные
родительские собрания
Классные родительские
собрания
Родительский всеобуч
Создание
общешкольного
родительского комитета,
Совета школы,
планирование их работы
Информационное
оповещение через
школьный сайт,
мессенджер, соц. сеть
Индивидуальные
консультации по
вопросам воспитания
детей

Классы

Ориентировочное
время проведения
0-12 класс 2 раза в год
в течение года, по
графику
в течение года, по
графику
сентябрь

Ответственные
Рассадникова В.В.,
классные руководители
Рассадникова В.В.,
классные руководители
педагоги-психологи
Зайцева Т.С.

по необходимости

Костюк В.П.,
Рассадникова В.В.,
Агалакова М.А.

по требованию

Рассадникова В.В.,
коррекционные
специалисты

Посещение семей с
целью проверки
соблюдения детьми
режима дня, выявления
«неблагополучных
семей» (составление
актов обследования)
Работа Совета
профилактики
Участие родителей в
проведении
общешкольных,
классных мероприятий
Участие в мероприятиях
Службы медиации
Организация
совместного посещения
музеев, выставок,
поездок в театр,
экскурсий

по необходимости

Рассадникова В.В.,
классные руководители

1 раз в месяц, по
необходимости
по плану

Рассадникова В.В.

по необходимости

Агалакова М.А.,
Рассадникова В.В.
классные руководители

по плану

классные руководители,
родительский комитет

Модуль «Организация предметно-эстетической среды»
Мероприятия

Классы

Выставки рисунков,
фотографий,
творческих работ,
посвященных событиям
и памятным датам
Оформление классных
уголков
Уход в кабинетах за
растениями
Оформление стендов,
кабинетов, рекреаций и
т.д. к праздникам

0-12 класс

Ориентировочное
время проведения
в течение года

Ответственные
классные руководители

сентябрь
в течение года
в течение года

Модуль «Волонтерство»
Мероприятия

Классы

Беседы «Технология
добра»
Акции помощи
бездомным животным
Патриотические акции в
помощь ветеранам и
пожилым людям «Окна
Победы», «Цветы

0-12 класс

Ориентировочное
время проведения
1 раз в четверть
в течение года
в течение года

Ответственные
Рассадникова В.В.,
классные руководители

ветеранам», «Дорогие,
мои, старики!»,
«Новогодний подарок –
одиноким людям»,
«Ветеран живёт рядом»
Экологические акции
«Сохрани дерево»,
«Помоги птицам»,
«Бумаге – вторую
жизнь» «Живи, Земля!»

в течение года

Модуль «Гражданско-патриотическое воспитание»
Мероприятия

Классы

Акции: «Бессмертный
0-12 класс
полк», «Открытка
ветерану», «Цветы
ветерану», «Сад
памяти», «Окна
Победы», «Доброта
спасет мир»,
посвященная Дню
защиты детей, Дню
пожилого человека
«Связь поколений»,
Дню матери, «Открытка
учителю»
Мероприятия по
тематике текущих
исторических событий
Уроки мужества к
памятным датам
Классные часы и беседы
на патриотические и
историко-краеведческие
темы
Конкурс «Семейные
ценности»
Конкурс проектов «Моя
родословная»
Единый классный час,
посвященный
Конвенции о правах
ребенка
Экскурсии музей
«Россия-моя история»

Ориентировочное
время проведения
в течение года

Ответственные

в течение года

Мельников А.В.,
классные руководители

по плану

классные руководители

в течение года

классные руководители

март

Рассадникова В.В.,
классные руководители

январь

Рассадникова В.В.,
классные руководители
Мельников А.В.,
классные руководители

ноябрь

в течение года

Рассадникова В.В.,
классные руководители

Мельников А.В.,
классные руководители

Военно -спортивные
эстафеты

в течение года

классные руководители,
учителя физкультуры

Модуль «Краеведение и туризм»
Мероприятия

Классы

Посещение театров
Экскурсии в музеи
города
Экскурсии по городу

0-12 класс

Ориентировочное
время проведения
в течение года
в течение года
в течение года

Ответственные
Рассадникова В.В.,
классные руководители


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».