Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Школа-интернат № 17, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» УТВЕРЖДАЮ: Директор ГКОУ СО «Школа-интернат №17» _________________М.М. Ицкович Программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» Екатеринбург, 2023 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Рабочая программа «Профессиональное самоопределение» для учащихся 1112 классов составлена в соответствии с ФГОС СОО, утвержденной Приказом Минобранауки от 17.05.2012г. № 413, на основе АООП СОО ГКОУ СО «Школа-интернат № 17» и предназначена для работы с обучающимися 11 12 классов в рамках социального направления. Рабочая программа рассчитана на учащихся 9-12 классов и составлена на 34 часа в год (1 час в неделю). Программа предполагает развитие у ребенка высших психических функций, обогащение его внутреннего мира, более углубленное представление о некоторых жанрах литературы. Кроме этого, программа разработана с учетом того, что деятельность «Литературной гостиной» будет направлена на подготовку учащихся к федеральным и региональным конкурсам чтецов как поэтических, так и прозаических произведений, а также позволит углубленно изучать структуру написания сочинений. Такой вид деятельности необходим не только для того, чтобы создавать конкурсные работы, но и оттачивать мастерство написание сочинений, как основному виду заданий на ГИА. Именно поэтому программа внеурочной деятельности «Литературная гостиная» является необходимой и актуальной в рамках работы школы. Развитие личности ученика, его творческих способностей очень важно в общей и средней школе. Нетрадиционные занятия данного курса предполагают развитие индивидуальных способностей ребенка, его самостоятельность в подходе к анализу текста. Запланирована совместная работа с городскими библиотеками и местной газетой. Такая деятельность раскрывает умение составлять тексты публицистического характера, а также приобрести навыки взятия интервью. Проведение уроков и занятий в форме литературной гостиной позволяет достичь высокого эстетического, эмоционально-воздействующего уровня мероприятия, добиться такой атмосферы, в которой ощущалось бы незримое присутствие поэта или писателя, рассказывающего об этапах своего бытия и вехах литературного творчества. Внеурочная деятельность «Литературной гостиной» поможет учителю решать проблемы, связанные с тем, что в настоящее время наблюдается снижение интереса учеников к чтению художественной литературы. Такая форма внеклассной работы делает жизнь детей интересной и яркой, помогает им найти время для общения среди уроков и дополнительных форм обучения. 1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА Личностное развитие каждого ученика – одна из важных задач современной школы. В этом плане особую роль играют уроки литературы, на которых ученик учится видеть прекрасное, понимать художественное слово, искусство, развивать творческие способности. Одним из способов расширения литературных знаний является и внеклассная работа. Для неё характерны свои, особые формы работы, которые способствуют возникновению искренней доверительной атмосферы, требуют активной, творческой деятельности учащихся, большего развития их склонностей и способностей в области литературы. Приоритетной формой являются встречи в литературной гостиной. Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «символов», которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию. Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе существующих сегодня противоречий в образовании: - снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению. Исходя из данной проблемы, можно говорить об актуальности «Литературной гостиной». Цель программы внеурочной деятельности «Литературная гостиная»: создание условий для привития обучающимся любви к чтению через организацию самостоятельного анализа произведений; развитие эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств, приобщение к миру искусства, воспитание эстетического вкуса, формирование исследовательских умений и навыков общения в разных ситуациях. Для реализации поставленной цели в рамках курса решаются следующие задачи: - укрепление знаний, умений и навыков по литературе; – развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся, повышение их культуры; – установление ассоциативно - образных связей между произведениями литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства; – развитие собственно-творческой деятельности учащихся; – формирование любви к чтению художественной литературы. Для более эффективной реализации проекта предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего, это групповые занятия, так как занятия в группах помогают школьникам освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы. Формы работы: литературно-музыкальные вечера, творческие встречи, авторские поэтические вечера, информационные обзоры, книжные выставки, просмотры, час культуры, конкурсы чтецов, экскурсии в музей. Главные принципы построения программы: 1) принцип историзма, научности, системности; 2) принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя, поэта; 3) принцип доступности, толерантности. Личностные результаты: — уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий; — уметь самостоятельно работать с новым произведением; — уметь работать в парах и группах, участвовать в, литературных играх; — уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты; — участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; — оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою этическую позицию; — высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги; — участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков; — соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома. Метапредметные результаты: — отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности; — ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым библиотечным фондом); — составлять краткие аннотации к прочитанным книгам; — пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями. Предметные результаты: — осознавать значимость чтения для личного развития; — формировать потребность в систематическом чтении; — использовать разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); — уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу; — пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации. Итак, на фоне современных компьютерных технологий и Интернета книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная проблема очень актуальна в настоящее время. Не случайно был проведен целый ряд правительственных программ, направленных на развитие чтения («Национальная программа поддержки и развития чтения», «Год русского языка», «Год литературы и чтения в СНГ»). Литературная гостиная – это способ реализации творческого потенциала детей, увлекательная форма погружения в художественный мир произведения. Это собственный взгляд на художественное произведение, ролевая деятельность, которая развивает ассоциативное мышление, творческое воображение, способствует эстетическому воспитанию. Задачи литературной гостиной по приобщению детей к лучшим образцам словесного искусства – фольклору, классической и современной прозе и поэзии. Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить, углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые понятия литературы; литературные нормы: орфоэпические, грамматические, синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические; расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть способами исследовательской деятельности; формировать творческое мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно выступать на олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных языковых и речевых задач. Формы и методы образовательного процесса Для более эффективной реализации программы предлагается использовать различные формы занятий. Прежде всего это групповые занятия, так как занятия в группах помогают обучающимся освоить теоретический материал, сформировать умения и навыки работы. Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода к каждому обучающемуся. Задача индивидуального подхода – определение индивидуальных возможностей каждого подростка, формирование его личности. Индивидуальный подход помогает обучающемуся наиболее успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности. По дидактическим целям и задачам обучение делится на следующие виды: • знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов; • творческие работы; • литературные игры, викторины; • литературно-музыкальные произведения. В процессе занятий в рамках программы все формы и методы взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими формами, как рассказ, объяснение, используются наглядно-иллюстративные методы, такие, как использование презентаций, просмотр художественных фильмов. 2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОГО КУРСА «ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ» Краткое содержание курса по темам: Тема №1. Вступление в курс «Литературная гостиная» (1 час) Понятие «Литературная гостиная». Знакомство с целями и задачами курса. Составление плана работа гостиной на год. Тема №2. Региональная литература (3 часа). Знакомство с творчеством поэтов и писателей Оренбургской области. Анализ произведений местных авторов. Тема №3. Структура написания конкурсного сочинения (2 часа). Обучение написанию конкурсных сочинений. Критерии оценивания конкурсных сочинений. Тема №4. Принципы актерского исполнения поэтических и прозаических произведений. (4 часа). Знакомство с принципами исполнения поэтических и прозаических произведений. Подготовка к муниципальным и региональным конкурсам юных чтецов. Тема №5. Былички (2 часа). Понятие «быличка». Сбор и систематизация быличек Оренбургской области. Тема №6. Удивительные сказки (2 часа) Жанр «сказка». Изучение и анализ русских народных и авторских сказок, не входящих в школьную программу. Тема №7. Обучение анализу художественного произведения (4 часа). Развитие умений и навыков анализа художественного прозаического произведения. Тема №8. Прекрасный мир поэтических произведений (2 часа). Анализ поэтического произведения. Отработка навыка нахождения в поэтическом произведении изобразительно – выразительных средств. Тема №9. Интервью (1 час). Знакомство с принципами проведения интервью. Тема №10. Инсценировка художественного произведения (2 часа). Подготовка к инсценировке художественного определенного жанра. Инсценировка произведения. произведения Тема №11. Анализ произведений, посвященных ВОВ (2 часа). Знакомство с произведениями, посвященными ВОВ, не вошедшими в школьную программу. Анализ произведений. Тема №12. Творческие вечера с приглашением местных поэтов и писателей (3 часа). Организация творческих вечеров с приглашением местных поэтов и писателей. Тема №13. Экскурсии (2 часа). Проведение экскурсий краеведческий музей. в Городскую библиотеку, в городской Тема №14. Конкурсы чтецов. (4 часа). Проведение конкурсов чтецов художественных произведений. поэтических и прозаических Учебно-тематическое планирование (34 часа): Разд№ Тема Виды деятельности Кол-во часов 1. Литературная гостиная Виды деятельности: 1 2. Региональная Беседа, проблемные задания, выполнение поисковых или проблемных заданий в малых группах. 3 литература. 3. Структура написания конкурсного сочинения Практикум, создание текстов определенного жанра и проблематики. 2 4. Принципы актерского исполнения поэтических и прозаических произведений. 4 Организация совместной учебной деятельности, понимание информации, представленной в виде таблиц, схем, моделей, использование для решения практических задач, справочников по теме. 5. Былички. 2 6. Удивительные сказки. 2 7. Обучение анализу художественного произведения. 4 8. Прекрасный мир поэтических произведений 2 9. Интервью. 1 10. Инсценировка художественного произведения 2 11. Анализ произведений, 2 посвященных ВОВ 12. Творческие вечера с 3 13. приглашением местных поэтов и писателей Экскурсии. 2 14. Конкурсы чтецов. 4 Календарно – тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 Тема занятия Организационное занятие (гостиная, истоки, формы работы, знакомство с планом работы, проведение анкет «Что я хотел(а) бы обсудить», «Я хотел(а) бы получить ответ») Литература как предмет изучения. Понятия «текст», «главная мысль текста», «тематика», «проблематика» Проблематика «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя Встречи с интересными людьми. Николай Александров – литературный критик, писатель. «Тенденции современной и зарубежной литературы» (АОНБ имени Добролюбова). Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее социальная острота и философская глубина. К юбилею И.С.Тургенева. «Записки охотника», «Рудин» Произведения мировой литературы. В.Шекспир. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения. Произведения мировой литературы. И.-В.Гёте. «Фауст». «Фауст» как философская трагедия. «Сам язык наш есть … тайна!» Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола, литота, синекдоха, оксюморон. Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические вопрос и восклицание. Количество часов 1 1 1 2 1 1 2 2 2 1 2 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание, эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи. Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, гекзаметре, амфибрахии, анапесте. Анализ стихотворения по определению средств художественной выразительности. Средства художественной выразительности. Тропы. Поэтические фигуры. Путешествие в страну Поэзию. Анализ любимых стихотворений. Проба пера. Как создать свой поэтический текст. Законы стихосложения. Работа с поэтическим текстом. Заседание литературной гостиной «Поэты нашего края» (с приглашением поэтов города) Аукцион-реклама - «Я хочу рассказать о…», «Мною прочитанная книга интересна и удивительна, потому что…». Конференция «Литература – учебник жизни». Эпистолярный жанр: особенности, достоинства и недостатки. (В.Сухомлинский «Письма к сыну») Практическое занятие по написанию писем литературному герою или писателю. Русская литература в контексте мировой культуры. Обзор-знакомство с новинками художественной литературы. 1 1 1 1 2 2 1 2 1 2 2 2 Система оценивания и поощрения учеников во время внеурочных занятий. 1. За каждый развёрнутый ответ и проявленную инициативу ученик будет получать плюс. 2. В конце занятия два ученика, у которых больше всего плюсов будут получать по 1 баллу. 3. Те ребята, которые наберут по 5 баллов, будут премированы сладкими призами или канцелярскими принадлежностями. 4. Когда у ученика в общем зачёте наберётся 20 баллов, то он получит книгу в подарок. Такая система поощрения будет мотивировать ребят, создаст конкурентную среду. Причём плюсы и баллы будут получать также те, кто будет проявлять инициативу, вникать в информацию и озвучивать свои выводы. Правильный ответ или не совсем верный, это не столь критично, главное, что ребёнок мыслит, старается и работает над собой.