Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Литературная гостиная

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской
области «Школа-интернат № 17, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГКОУ СО
«Школа-интернат №17»
_________________М.М. Ицкович

Программа внеурочной деятельности
«Литературная гостиная»

Екатеринбург, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа «Профессиональное самоопределение» для учащихся 1112 классов составлена в соответствии с ФГОС СОО, утвержденной Приказом
Минобранауки от 17.05.2012г. № 413, на основе АООП СОО ГКОУ СО
«Школа-интернат № 17» и предназначена для работы с обучающимися 11 12 классов в рамках социального направления.
Рабочая программа рассчитана на учащихся 9-12 классов и составлена на
34 часа в год (1 час в неделю).
Программа предполагает развитие у ребенка высших психических
функций, обогащение его внутреннего мира, более углубленное
представление о некоторых жанрах литературы. Кроме этого, программа
разработана с учетом того, что деятельность «Литературной гостиной» будет
направлена на подготовку учащихся к федеральным и региональным
конкурсам чтецов как поэтических, так и прозаических произведений, а также
позволит углубленно изучать структуру написания сочинений. Такой вид
деятельности необходим не только для того, чтобы создавать конкурсные
работы, но и оттачивать мастерство написание сочинений, как основному виду
заданий на ГИА. Именно поэтому программа внеурочной деятельности
«Литературная гостиная» является необходимой и актуальной в рамках
работы школы.
Развитие личности ученика, его творческих способностей очень важно в
общей и средней школе. Нетрадиционные занятия данного курса
предполагают развитие индивидуальных способностей ребенка, его
самостоятельность в подходе к анализу текста.
Запланирована совместная работа с городскими библиотеками и местной
газетой. Такая деятельность раскрывает умение
составлять тексты
публицистического характера, а также приобрести навыки взятия интервью.
Проведение уроков и занятий в форме литературной гостиной позволяет
достичь высокого эстетического, эмоционально-воздействующего уровня
мероприятия, добиться такой атмосферы, в которой ощущалось бы незримое
присутствие
поэта или писателя, рассказывающего об этапах своего бытия и вехах
литературного творчества.
Внеурочная деятельность «Литературной гостиной» поможет учителю
решать проблемы, связанные с тем, что в настоящее время наблюдается
снижение интереса учеников к чтению художественной литературы. Такая
форма внеклассной работы делает жизнь детей интересной и яркой, помогает
им найти время для общения среди уроков и дополнительных форм обучения.

1. ХАРАКТЕРИСТИКА ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
Личностное развитие каждого ученика – одна из важных задач современной
школы. В этом плане особую роль играют уроки литературы, на которых
ученик учится видеть прекрасное, понимать художественное слово, искусство,
развивать творческие способности. Одним из способов расширения
литературных знаний является и внеклассная работа. Для неё характерны свои,
особые формы работы, которые способствуют возникновению искренней
доверительной атмосферы, требуют активной, творческой деятельности
учащихся, большего развития их склонностей и способностей в области
литературы. Приоритетной формой являются встречи в литературной
гостиной.
Ученик, работающий в роли исследователя текста, сталкивается с
проблемой его восприятия и самостоятельного понимания «символов»,
которые хотел донести до читателя автор, тем самым он вступает в
диалогическое общение, приобретая тем самым свою читательскую позицию.
Педагогическая проблема проекта наиболее ярко прослеживается на основе
существующих сегодня противоречий в образовании:
- снижением интереса к чтению у молодого поколения и необходимостью
поддерживать устойчивый эмоциональный интерес к литературе и чтению.
Исходя из данной проблемы, можно говорить об актуальности
«Литературной гостиной».
Цель программы внеурочной деятельности «Литературная гостиная»:
создание условий для привития обучающимся любви к чтению через
организацию
самостоятельного
анализа
произведений;
развитие
эмоциональной сферы ребенка как основы формирования культуры чувств,
приобщение
к миру искусства, воспитание эстетического вкуса,
формирование исследовательских умений и навыков общения в разных
ситуациях.
Для реализации поставленной цели в рамках курса решаются следующие
задачи:
- укрепление знаний, умений и навыков по литературе;
– развитие познавательных интересов и творческих способностей учащихся,
повышение их культуры;
– установление ассоциативно - образных связей между произведениями
литературы и музыки, литературы и изобразительного искусства;
– развитие собственно-творческой деятельности учащихся;

– формирование любви к чтению художественной литературы.
Для более эффективной реализации проекта предлагается использовать
различные формы занятий. Прежде всего, это групповые занятия, так как
занятия в группах помогают школьникам освоить теоретический материал,
сформировать умения и навыки работы.
Формы работы: литературно-музыкальные вечера, творческие встречи,
авторские поэтические вечера, информационные обзоры, книжные выставки,
просмотры, час культуры, конкурсы чтецов, экскурсии в музей.
Главные принципы построения программы:
1) принцип историзма, научности, системности;
2) принцип опоры на творческий метод, стилистическую манеру писателя,
поэта;
3) принцип доступности, толерантности.

Личностные результаты:
— уметь работать с книгой, пользуясь алгоритмом учебных действий;
— уметь самостоятельно работать с новым произведением;
— уметь работать в парах и группах, участвовать в, литературных играх;
— уметь определять свою роль в общей работе и оценивать свои результаты;
— участвовать в беседе о прочитанной книге, выражать своё мнение и
аргументировать свою точку зрения;
— оценивать поведение героев с точки зрения морали, формировать свою
этическую позицию;
— высказывать своё суждение об оформлении и структуре книги;
— участвовать в конкурсах чтецов и рассказчиков;
— соблюдать правила общения и поведения в школе, библиотеке, дома.

Метапредметные результаты:

— отбирать книги по теме, жанру и авторской принадлежности;
— ориентироваться в мире книг (работа с каталогом, с открытым
библиотечным фондом);
— составлять краткие аннотации к прочитанным книгам;
— пользоваться словарями, справочниками, энциклопедиями.

Предметные результаты:
— осознавать значимость чтения для личного развития;
— формировать потребность в систематическом чтении; — использовать
разные виды чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое);
— уметь самостоятельно выбирать интересующую литературу;
— пользоваться справочными источниками для понимания и получения
дополнительной информации.
Итак, на фоне современных компьютерных технологий и Интернета
книги перестают быть потребностью современного подростка. Данная
проблема очень актуальна в настоящее время. Не случайно был проведен
целый ряд правительственных программ, направленных на развитие чтения
(«Национальная программа поддержки и развития чтения», «Год русского
языка», «Год литературы и чтения в СНГ»). Литературная гостиная – это
способ реализации творческого потенциала детей, увлекательная форма
погружения в художественный мир произведения. Это собственный взгляд на
художественное произведение, ролевая деятельность, которая развивает
ассоциативное
мышление,
творческое
воображение,
способствует
эстетическому воспитанию. Задачи литературной гостиной по приобщению
детей к лучшим образцам словесного искусства – фольклору, классической и
современной прозе и поэзии.
Предлагаемые результаты занятий позволят учащимся расширить,
углубить и закрепить основные базовые знания по литературе; ключевые
понятия литературы; литературные нормы: орфоэпические, грамматические,
синтаксические, лексические и лексико-фразеологические, стилистические;
расширить знания о качествах идеальной речи; помочь учащимся овладеть
способами исследовательской деятельности; формировать творческое
мышление; повысить их языковую и речевую культуру; успешно выступать на
олимпиадах различного уровня; развить умения решения нестандартных
языковых и речевых задач.

Формы и методы
образовательного процесса
Для более эффективной реализации программы предлагается использовать
различные формы занятий. Прежде всего это групповые занятия, так как
занятия в группах помогают обучающимся освоить теоретический материал,
сформировать умения и навыки работы.
Педагогический процесс основывается на принципе индивидуального подхода
к каждому обучающемуся. Задача индивидуального подхода – определение
индивидуальных возможностей каждого подростка, формирование его
личности. Индивидуальный подход помогает обучающемуся наиболее
успешно усвоить материал и стимулирует его творческие способности.
По дидактическим целям и задачам обучение делится на следующие виды:
• знакомство с жизнью и творчеством писателей и поэтов;
• творческие работы;
• литературные игры, викторины;
• литературно-музыкальные произведения.
В процессе занятий в рамках программы все формы и методы
взаимообусловлены и применяются в комплексе. Вместе с такими формами,
как рассказ, объяснение, используются наглядно-иллюстративные методы,
такие, как использование презентаций, просмотр художественных фильмов.

2. УЧЕБНЫЙ ПЛАН ВНЕУРОЧНОГО КУРСА
«ЛИТЕРАТУРНАЯ ГОСТИНАЯ»

Краткое содержание курса по темам:
Тема №1. Вступление в курс «Литературная гостиная» (1 час)
Понятие «Литературная гостиная». Знакомство с целями и задачами
курса. Составление плана работа гостиной на год.
Тема №2. Региональная литература (3 часа).
Знакомство с творчеством поэтов и писателей Оренбургской области.
Анализ произведений местных авторов.
Тема №3. Структура написания конкурсного сочинения (2 часа).
Обучение написанию конкурсных сочинений. Критерии оценивания
конкурсных сочинений.
Тема №4. Принципы актерского исполнения поэтических и
прозаических произведений. (4 часа).
Знакомство с принципами исполнения поэтических и прозаических
произведений. Подготовка к муниципальным и региональным
конкурсам юных чтецов.
Тема №5. Былички (2 часа).
Понятие «быличка». Сбор и систематизация быличек Оренбургской
области.
Тема №6. Удивительные сказки (2 часа)
Жанр «сказка». Изучение и анализ русских народных и авторских
сказок, не входящих в школьную программу.
Тема №7. Обучение анализу художественного произведения (4 часа).
Развитие умений и навыков анализа художественного прозаического
произведения.
Тема №8. Прекрасный мир поэтических произведений (2 часа).
Анализ поэтического произведения. Отработка навыка нахождения в
поэтическом произведении изобразительно – выразительных средств.
Тема №9. Интервью (1 час).
Знакомство с принципами проведения интервью.

Тема №10. Инсценировка художественного произведения (2 часа).
Подготовка
к
инсценировке
художественного
определенного жанра. Инсценировка произведения.

произведения

Тема №11. Анализ произведений, посвященных ВОВ (2 часа).
Знакомство с произведениями, посвященными ВОВ, не вошедшими в
школьную программу. Анализ произведений.
Тема №12. Творческие вечера с приглашением местных поэтов и
писателей (3 часа).
Организация творческих вечеров с приглашением местных поэтов и
писателей.

Тема №13. Экскурсии (2 часа).
Проведение экскурсий
краеведческий музей.

в

Городскую

библиотеку,

в

городской

Тема №14. Конкурсы чтецов. (4 часа).
Проведение конкурсов чтецов
художественных произведений.

поэтических

и

прозаических

Учебно-тематическое планирование (34 часа):
Разд№

Тема

Виды деятельности

Кол-во часов

1. Литературная гостиная

Виды деятельности:

1

2. Региональная

Беседа, проблемные задания,
выполнение поисковых или
проблемных заданий в малых группах.

3

литература.
3. Структура написания

конкурсного
сочинения

Практикум, создание текстов
определенного жанра и проблематики.

2

4.

Принципы актерского
исполнения
поэтических и
прозаических
произведений.

4

Организация совместной учебной
деятельности, понимание информации,
представленной в виде таблиц, схем,
моделей, использование для решения
практических задач, справочников по
теме.

5.

Былички.

2

6.

Удивительные сказки.

2

7.

Обучение анализу
художественного
произведения.

4

8.

Прекрасный мир
поэтических
произведений

2

9.

Интервью.

1

10.

Инсценировка
художественного
произведения

2

11. Анализ произведений,

2

посвященных ВОВ
12. Творческие вечера с

3

13.

приглашением
местных поэтов и
писателей
Экскурсии.

2

14.

Конкурсы чтецов.

4

Календарно – тематическое планирование
№
1

2
3
4
5

6
7
8
9
10
11

Тема занятия
Организационное занятие (гостиная, истоки, формы работы, знакомство с
планом работы, проведение анкет «Что я хотел(а) бы обсудить», «Я хотел(а) бы
получить ответ»)
Литература как предмет изучения.
Понятия «текст», «главная мысль текста», «тематика», «проблематика»
Проблематика «Петербургских повестей» Н.В.Гоголя
Встречи с интересными людьми. Николай Александров – литературный критик,
писатель. «Тенденции современной и зарубежной литературы» (АОНБ имени
Добролюбова).
Расцвет русского романа. Аналитический характер русской прозы, ее
социальная острота и философская глубина.
К юбилею И.С.Тургенева. «Записки охотника», «Рудин»
Произведения мировой литературы.
В.Шекспир. «Гамлет». Гуманизм эпохи Возрождения.
Произведения мировой литературы.
И.-В.Гёте. «Фауст». «Фауст» как философская трагедия.
«Сам язык наш есть … тайна!»
Средства художественной выразительности. Понятие о тропах и
стилистических фигурах. Тропы: эпитет, метафора, олицетворение, гипербола,
литота, синекдоха, оксюморон.
Стилистические фигуры: сравнительный оборот, инверсия, риторические
вопрос и восклицание.

Количество часов
1

1
1
2
1

1
2
2
2
1
2

12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24

Жанры лирических произведений: поэма, баллада, ода, басня, послание,
эпиграмма, эпитафия, элегия, стансы, песня, сонет, рубаи.
Стихотворный размер. Понятие о ямбе, хорее, гекзаметре, амфибрахии,
анапесте.
Анализ
стихотворения
по
определению
средств
художественной
выразительности.
Средства художественной выразительности. Тропы. Поэтические фигуры.
Путешествие в страну Поэзию. Анализ любимых стихотворений.
Проба пера. Как создать свой поэтический текст. Законы стихосложения.
Работа с поэтическим текстом.
Заседание литературной гостиной «Поэты нашего края» (с приглашением
поэтов города)
Аукцион-реклама - «Я хочу рассказать о…», «Мною прочитанная книга
интересна и удивительна, потому что…».
Конференция «Литература – учебник жизни».
Эпистолярный жанр: особенности, достоинства и недостатки. (В.Сухомлинский
«Письма к сыну»)
Практическое занятие по написанию писем литературному герою или
писателю.
Русская литература в контексте мировой культуры.
Обзор-знакомство с новинками художественной литературы.

1
1
1
1
2
2
1
2
1

2
2
2

Система оценивания и поощрения учеников во время внеурочных занятий.
1. За каждый развёрнутый ответ и проявленную инициативу ученик будет получать плюс.
2. В конце занятия два ученика, у которых больше всего плюсов будут получать по 1 баллу.
3. Те ребята, которые наберут по 5 баллов, будут премированы сладкими призами или канцелярскими
принадлежностями.
4. Когда у ученика в общем зачёте наберётся 20 баллов, то он получит книгу в подарок.
Такая система поощрения будет мотивировать ребят, создаст конкурентную среду. Причём плюсы и баллы будут
получать также те, кто будет проявлять инициативу, вникать в информацию и озвучивать свои выводы. Правильный
ответ или не совсем верный, это не столь критично, главное, что ребёнок мыслит, старается и работает над собой.


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».