Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?

Профессиональное самоопределение

Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской
области «Школа-интернат № 17, реализующая адаптированные основные
общеобразовательные программы»

УТВЕРЖДАЮ:
Директор ГКОУ СО
«Школа-интернат №17»
_________________М.М. Ицкович

Программа внеурочной деятельности
«Профессиональное самоопределение»

Екатеринбург, 2023

Пояснительная записка
Рабочая программа «Профессиональное самоопределение» для
учащихся 11-12 классов составлена в соответствии с ФГОС СОО,
утвержденной Приказом Минобранауки от 17.05.2012г. № 413, на основе
АООП СОО ГКОУ СО «Школа-интернат № 17» и предназначена для работы
с обучающимися 11 - 12 классов в рамках социального направления.
ЦЕЛИ КУРСА:
1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся
за счет специальной организации их деятельности, включающей получение
знаний о себе, о мир профессионального труда, их соотнесения в процессе
профессиональных проб;
2. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в
современных социально-экономических условиях.
ЗАДАЧИ КУРСА:
1. Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет
вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ
самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствования;
2. Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей
индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации
себя в будущей профессии;
3. Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми
формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции
кадров;
4. Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с
требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в
систему специально организованных профессиональных проб.
Срок реализации программы 2 года (11 класс - 34 часа, 12 класс- 34 часа,
1 час в неделю).
Курс рекомендуется для организации внеурочной деятельности на
уровне среднего общего образования. На занятиях возможно использование
разнообразных видов деятельности: защита мини-проектов, изучение
ситуации рынка профессий по вакансиям, решение кейсов, составление
резюме, экскурсии на предприятия, встреча с людьми разных профессий,
посещение Дней открытых дверей профессиональных учебных заведений и
т.д.
Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности
«Профессиональное самоопределение»
Личностные результаты:
- приобретение социальных знаний,
- самостоятельность и личная ответственность за выбор профессии;

- получение опыта самостоятельного общественного и профессионального
действия;
- наличие мотивации к самообразованию и саморазвитию.
Метапредметные результаты:
- умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей
общения;
- владение основами самоконтроля и адекватной самооценки;
- умение самопрезентации;
- умение оценивать правильность выбора, соотнесение его с собственными
возможностями;
- умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность в
коллективе,
работать индивидуально;
- умение формулировать аргументировать и отстаивать свою позицию;
- развитие компетентности в области применения информационнокоммуникационных технологий.
Оценка результативности реализации программы предусматривает
следующие
показатели:
повышение
мотивации
обучающихся
к
профориентации, рост личностных достижений обучающихся, а также
фиксируемые в портфолио школьников результаты повышения активности
обучающихся в олимпиадной и конкурсной деятельности и рост количества
школьников – участников профессиональных проб.
Содержание курса внеурочной деятельности
Раздел 1. Определение профессиональных интересов. 2 часа.
Тестирование и анкетирование на выявление профессиональных интересов и
предпочтений.
Раздел 2. Профессиональное образование и рынок труда. 4 часа
Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное
образование. Высшее профессиональное образование. Профессия. Должность.
Квалификация.
Специальность.
Специализация.
Компетенция.
Компетентность. Профессия будущего. Исчезающие профессии.
Раздел 3. Человек – природа. 7 часов.
Профессии, имеющие дело с растительными и животными организмами,
микроорганизмами и условиями их существования: ботаник, ветеринар,
агроном, плодоовощевод, биоинженер и т.д. Особенности профессий типа
«человек-природа» (уровни образования, требования к профессионалу,
условия труда). Вид деятельности. Практическая работа по изучению
требований к профессиям типа «человек-природа». Мини-проект
«Составление каталога профессий типа «человек-природа» по Атласу
профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции
Раздел 4. Человек-техника. 7 часов.

Профессии. Имеющие дело с техническими объектами труда: слесарьсборщик, водитель, техник, механик, техник-технолог общественного
питания, инженер, изобретатель и т.д. Особенности профессий типа «человектехника» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда).
Вид деятельности: Практическая работа по изучению требований к
профессиям типа «человек-техника». Практическая работа «Составление
перечня профессий типа «человек-техника». Работа в группах по определению
особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства.
Лекции.
Раздел 5. Человек-знаковая система. 7 часов.
Профессии, имеющие дело с языками, условными знаками и символами,
формулами и цифрами: математик, редактор, программист, переводчик и т.д.
Особенности профессий типа «человек-знаковая система» (уровни
образования, требования к профессионалу, условия труда). Вид деятельности:
Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человектехника». Работа в группах по определению особенностей профессий
изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции. Мини-проект
«Составление каталога профессий типа «человек-знаковая система» по Атласу
профессий изучаемого типа.
Раздел 6. Человек-художественный образ. 7 часов
Представители этих профессий стремятся найти прекрасное в окружающей их
действительности. Такого человека мир интересует, как сфера, которую
можно преобразовать, внести красоту и удобство: дизайнер, артист балета,
актер театра и кино, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик
музыкальных инструментов, литературный критик и т.д. Особенности
профессий типа «человек-художественный образ» (уровни образования,
требования к профессионалу, условия труда). Вид деятельности: Практическая
работа по изучению требований к профессиям типа «человек-художественный
образ». Дискуссия на тему «Сходства и различия областей профессиональной
деятельности: изобразительное искусство, фотография». Работа в группах по
определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на
производства. Лекции.
Раздел 7. Человек-человек 10 часов.
Областью интересов этих профессий являются социальные системы и
сообщества, группы населения, люди разного возраста: врач, психолог,
продавец, парикмахер и т.д. Особенности профессий типа «человек- человек»
(уровни образования, требования к профессионалу, условия труда). Вид
деятельности. Лекции с элементами эвристической беседы на тему
«Особенности профессий сферы обслуживания. Требования к специалисту,
уровень образования, режим и оплата работы. Определение черт личности,
присущих специалистам сферы обслуживания, рисков и плюсов профессий
сферы обслуживания». Практическая работа по изучению требований к
профессиям типа «человек-человек». Лекция с элементами практической
работы «Области медицины. Профессии. Требования к уровню образования и
качествам личности специалиста». Учебная дискуссия «Востребованность

профессий: учитель, врач, ученый». Работа в группах по определению
особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии. Лекции.
Раздел 8. Погружение в профессию. 10 часов.
Посещение организаций населенного пункта (поликлиника, ДКМ, городская
детская библиотека, МФЦ, предприятия индивидуальных предпринимателей,
центр занятости, почта, Ростелеком). Посещение учебных профессиональных
заведений СГО в Дни открытых дверей. Встреча с представителями разных
профессий.
Раздел 9. Профессиональные пробы. 9 часов.
Раздел 10. Самопрезентация. 4 часов.
Правила составления резюме. Поиск вакансий. Собеседование с
работодателем. Вид деятельности. Деловые игры.
Тематическое планирование
№
1

2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14

15
16

Тема

Количество часов

11 класс
курс.
Определение 1

Введение
в
профессиональных
интересов
Тестирование и анкетирование на выявление
профессиональных интересов и предпочтений.
Профессиональное образование и рынок труда
Профессиональное образование и рынок труда.
Профессия. Должность. Квалификация.
Профессиональное образование и рынок труда.
Специализация. Компетенция.
Профессиональное образование и рынок труда.
Компетентность.
Человек-природа. Профессии, связанные с
животными.
Погружение в профессию
Погружение в профессию
Профессии, связанные с растениями
Изучение микроорганизмов и наблюдение за
ними.
Генетика и биоинженерия
Атлас профессий «Человек – природа»
Человек-техника. Профессии, связанные с
техническими
объектами труда.
Работа с техникой, управление техникой
Профессии, связанные с промышленностью,
производством

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

1
1

17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
37
38
39
40
41
42
43
44
45
46
47
48
49
50
51
52
53
54
55
56

Электротехнические и электронные устройства
Инженерное дело
Профессиональные пробы
Профессиональные пробы
Человек-знаковая система. Графолог. Языковед.
Переводчик. Архивариус. Делопороизводитель.
Экономика и финансы.
IT- специальности
IT- специальности
Профессии будущего
Определение профессиональных интересов
Самопрезентация
Человек – художественный образ. Человек и
искусство
Киноиндустрия, телевидение, театр
Киноиндустрия, телевидение, театр
Изобразительное искусство, фотография
Изобразительное искусство, фотография
Архитектура, скульптура, дизайн
Красота и внешность человека
12 класс
Человек-человек
Сфера обслуживания
Сфера обслуживания
Медицина
Медицина
Наука и образование
Погружение в профессию
Вечные профессии (учитель, врач, ученый)
Вечные профессии (учитель, врач, ученый)
Профессиональные пробы
Профессиональные пробы
Погружение в профессию
Погружение в профессию
Погружение в профессию
Погружение в профессию
Погружение в профессию
Погружение в профессию
Погружение в профессию
Погружение в профессию
Погружение в профессию
Погружение в профессию
Профессиональная проба

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1

57
58
59
60
61
62
63
64
65
66
67
68

Профессиональная проба
Профессиональная проба
Профессиональная проба
Профессиональная проба
Профессиональная проба
Профессиональная проба
Профессиональная проба
Профессиональная проба
Самопрезентация
Самопрезентация
Самопрезентация
Самопрезентация

1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1
1


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».