Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области «Школа-интернат № 17, реализующая адаптированные основные общеобразовательные программы» УТВЕРЖДАЮ: Директор ГКОУ СО «Школа-интернат №17» _________________М.М. Ицкович Программа внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение» Екатеринбург, 2023 Пояснительная записка Рабочая программа «Профессиональное самоопределение» для учащихся 11-12 классов составлена в соответствии с ФГОС СОО, утвержденной Приказом Минобранауки от 17.05.2012г. № 413, на основе АООП СОО ГКОУ СО «Школа-интернат № 17» и предназначена для работы с обучающимися 11 - 12 классов в рамках социального направления. ЦЕЛИ КУРСА: 1. Актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счет специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе, о мир профессионального труда, их соотнесения в процессе профессиональных проб; 2. Развить у учащихся способности к профессиональной адаптации в современных социально-экономических условиях. ЗАДАЧИ КУРСА: 1. Повысить уровень психологической компетенции учащихся за счет вооружения их соответствующими знаниями и умениями, расширения границ самовоспитания, пробуждения потребности в самосовершенствования; 2. Сформировать положительное отношение к самому себе, осознание своей индивидуальности, уверенность в своих силах применительно к реализации себя в будущей профессии; 3. Ознакомить со спецификой профессиональной деятельности и новыми формами организации труда в условиях рыночных отношений и конкуренции кадров; 4. Обеспечить возможность соотносить свои склонности и способности с требованиями профессиональной деятельности с помощью включения их в систему специально организованных профессиональных проб. Срок реализации программы 2 года (11 класс - 34 часа, 12 класс- 34 часа, 1 час в неделю). Курс рекомендуется для организации внеурочной деятельности на уровне среднего общего образования. На занятиях возможно использование разнообразных видов деятельности: защита мини-проектов, изучение ситуации рынка профессий по вакансиям, решение кейсов, составление резюме, экскурсии на предприятия, встреча с людьми разных профессий, посещение Дней открытых дверей профессиональных учебных заведений и т.д. Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности «Профессиональное самоопределение» Личностные результаты: - приобретение социальных знаний, - самостоятельность и личная ответственность за выбор профессии; - получение опыта самостоятельного общественного и профессионального действия; - наличие мотивации к самообразованию и саморазвитию. Метапредметные результаты: - умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей общения; - владение основами самоконтроля и адекватной самооценки; - умение самопрезентации; - умение оценивать правильность выбора, соотнесение его с собственными возможностями; - умение организовывать сотрудничество и совместную деятельность в коллективе, работать индивидуально; - умение формулировать аргументировать и отстаивать свою позицию; - развитие компетентности в области применения информационнокоммуникационных технологий. Оценка результативности реализации программы предусматривает следующие показатели: повышение мотивации обучающихся к профориентации, рост личностных достижений обучающихся, а также фиксируемые в портфолио школьников результаты повышения активности обучающихся в олимпиадной и конкурсной деятельности и рост количества школьников – участников профессиональных проб. Содержание курса внеурочной деятельности Раздел 1. Определение профессиональных интересов. 2 часа. Тестирование и анкетирование на выявление профессиональных интересов и предпочтений. Раздел 2. Профессиональное образование и рынок труда. 4 часа Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее профессиональное образование. Профессия. Должность. Квалификация. Специальность. Специализация. Компетенция. Компетентность. Профессия будущего. Исчезающие профессии. Раздел 3. Человек – природа. 7 часов. Профессии, имеющие дело с растительными и животными организмами, микроорганизмами и условиями их существования: ботаник, ветеринар, агроном, плодоовощевод, биоинженер и т.д. Особенности профессий типа «человек-природа» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда). Вид деятельности. Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек-природа». Мини-проект «Составление каталога профессий типа «человек-природа» по Атласу профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции Раздел 4. Человек-техника. 7 часов. Профессии. Имеющие дело с техническими объектами труда: слесарьсборщик, водитель, техник, механик, техник-технолог общественного питания, инженер, изобретатель и т.д. Особенности профессий типа «человектехника» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда). Вид деятельности: Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек-техника». Практическая работа «Составление перечня профессий типа «человек-техника». Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции. Раздел 5. Человек-знаковая система. 7 часов. Профессии, имеющие дело с языками, условными знаками и символами, формулами и цифрами: математик, редактор, программист, переводчик и т.д. Особенности профессий типа «человек-знаковая система» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда). Вид деятельности: Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человектехника». Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции. Мини-проект «Составление каталога профессий типа «человек-знаковая система» по Атласу профессий изучаемого типа. Раздел 6. Человек-художественный образ. 7 часов Представители этих профессий стремятся найти прекрасное в окружающей их действительности. Такого человека мир интересует, как сфера, которую можно преобразовать, внести красоту и удобство: дизайнер, артист балета, актер театра и кино, художник-декоратор, художник-реставратор, настройщик музыкальных инструментов, литературный критик и т.д. Особенности профессий типа «человек-художественный образ» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда). Вид деятельности: Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек-художественный образ». Дискуссия на тему «Сходства и различия областей профессиональной деятельности: изобразительное искусство, фотография». Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии на производства. Лекции. Раздел 7. Человек-человек 10 часов. Областью интересов этих профессий являются социальные системы и сообщества, группы населения, люди разного возраста: врач, психолог, продавец, парикмахер и т.д. Особенности профессий типа «человек- человек» (уровни образования, требования к профессионалу, условия труда). Вид деятельности. Лекции с элементами эвристической беседы на тему «Особенности профессий сферы обслуживания. Требования к специалисту, уровень образования, режим и оплата работы. Определение черт личности, присущих специалистам сферы обслуживания, рисков и плюсов профессий сферы обслуживания». Практическая работа по изучению требований к профессиям типа «человек-человек». Лекция с элементами практической работы «Области медицины. Профессии. Требования к уровню образования и качествам личности специалиста». Учебная дискуссия «Востребованность профессий: учитель, врач, ученый». Работа в группах по определению особенностей профессий изучаемого типа. Экскурсии. Лекции. Раздел 8. Погружение в профессию. 10 часов. Посещение организаций населенного пункта (поликлиника, ДКМ, городская детская библиотека, МФЦ, предприятия индивидуальных предпринимателей, центр занятости, почта, Ростелеком). Посещение учебных профессиональных заведений СГО в Дни открытых дверей. Встреча с представителями разных профессий. Раздел 9. Профессиональные пробы. 9 часов. Раздел 10. Самопрезентация. 4 часов. Правила составления резюме. Поиск вакансий. Собеседование с работодателем. Вид деятельности. Деловые игры. Тематическое планирование № 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 Тема Количество часов 11 класс курс. Определение 1 Введение в профессиональных интересов Тестирование и анкетирование на выявление профессиональных интересов и предпочтений. Профессиональное образование и рынок труда Профессиональное образование и рынок труда. Профессия. Должность. Квалификация. Профессиональное образование и рынок труда. Специализация. Компетенция. Профессиональное образование и рынок труда. Компетентность. Человек-природа. Профессии, связанные с животными. Погружение в профессию Погружение в профессию Профессии, связанные с растениями Изучение микроорганизмов и наблюдение за ними. Генетика и биоинженерия Атлас профессий «Человек – природа» Человек-техника. Профессии, связанные с техническими объектами труда. Работа с техникой, управление техникой Профессии, связанные с промышленностью, производством 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32 33 34 35 36 37 38 39 40 41 42 43 44 45 46 47 48 49 50 51 52 53 54 55 56 Электротехнические и электронные устройства Инженерное дело Профессиональные пробы Профессиональные пробы Человек-знаковая система. Графолог. Языковед. Переводчик. Архивариус. Делопороизводитель. Экономика и финансы. IT- специальности IT- специальности Профессии будущего Определение профессиональных интересов Самопрезентация Человек – художественный образ. Человек и искусство Киноиндустрия, телевидение, театр Киноиндустрия, телевидение, театр Изобразительное искусство, фотография Изобразительное искусство, фотография Архитектура, скульптура, дизайн Красота и внешность человека 12 класс Человек-человек Сфера обслуживания Сфера обслуживания Медицина Медицина Наука и образование Погружение в профессию Вечные профессии (учитель, врач, ученый) Вечные профессии (учитель, врач, ученый) Профессиональные пробы Профессиональные пробы Погружение в профессию Погружение в профессию Погружение в профессию Погружение в профессию Погружение в профессию Погружение в профессию Погружение в профессию Погружение в профессию Погружение в профессию Погружение в профессию Профессиональная проба 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 57 58 59 60 61 62 63 64 65 66 67 68 Профессиональная проба Профессиональная проба Профессиональная проба Профессиональная проба Профессиональная проба Профессиональная проба Профессиональная проба Профессиональная проба Самопрезентация Самопрезентация Самопрезентация Самопрезентация 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1